ФОРМУЛА УСПЕХА

komandaЕсли быть, то быть лучшим

С юных лет Мария Сонина руководствовалась девизом капитана Татаринова из повести В.Каверина ‘Два капитана’. В 1997 году она стала призером в областном конкурсе на звание ‘Учитель года’. Через год победила в ежегодном конкурсе журнала ‘Cosmopoliten’ ‘Профессиональный успех’ в номинации ‘Образование’.

А незадолго до этого окунулась в сферу потребительского образования. Произошло все, впрочем, довольно закономерно. Мария Николаевна готовила своих воспитанников к олимпиадам по праву, и они добивались хороших результатов даже на российском уровне. Так что когда искали главу сборной команды Челябинской области для участия во Всероссийском конкурсе по основам потребительских знаний, ее кандидатура оказалась самой подходящей.

 

Команда

— Как мы готовились к нашему первому конкурсу, сейчас и вспоминать страшно. Я тогда жила в Кыштыме и на занятия в Челябинск ездила раз в неделю: два часа туда, два обратно. Такой же приблизительно путь проделывали и другие члены команды. Все это в течение полутора месяцев перед конкурсом. Затем два дня пути в поезде, где, конечно, тоже не бездельничали — вот и вся наша подготовка.

На следующий год, поняв, что работать в таком режиме невозможно, мы устроили перед конкурсом сборы: все члены команды провели в Челябинске несколько дней, готовясь в самом напряженном ритме.

Еще через год, когда я переехала в Челябинск, мне удалось набрать команду в своей школе, практически из одного класса. И тогда я в полной мере ощутила, как отличается сборная, состоящая из незнакомых ребят, приехавших из разных, подчас очень отдаленных мест, от школьной команды, где все прекрасно знают друг друга. Конечно, у сборной есть свои преимущества: в нее попадают лучшие из лучших на уровне области. В школе, а тем более в классе, трудно найти семь одинаково хорошо подкованных ‘теоретиков’, зато ребят поддерживает особый командный дух. В сборной, где, как правило, сходятся сильные характеры, лидеры, такой атмосферы цельности команды добиться очень трудно. Да и откуда ей взяться, когда ребята едва знакомы? А конкурсы, между тем, требуют от ребят именно слаженности, взаимопонимания. Первые две наши команды в конце концов пришли к таким отношениям, но на это потребовалось гораздо больше времени и сил, чем хотелось бы.

Я знаю, что у других педагогов, которые привозят сборные команды, те же проблемы: некогда и негде было позаниматься, ребята стесняются не только обстановки, но и друг друга. Поэтому я для себя решила: работать только со школьной командой.

Свою нынешнюю команду я набирала из тех, кто ходил ко мне на дополнительные занятия, интересовался вопросами потребительского образования. Выбрать семерых из тридцати с лишним ребят было делом непростым, на это ушло несколько месяцев. Мы учитывали многие факторы: и знания, и артистизм, кроме того, будущие члены команды проходили тест на психологическую совместимость.

Крепкий тыл

Вторая проблема, с которой приходится сталкиваться конкурсантам во многих регионах, — отсутствие помощи и интереса к себе со стороны, казалось бы, заинтересованных организаций: территориального управления министерства по антимонопольной политике, общества по защите прав потребителей, наконец, администрации города, области. Нам в этом смысле повезло — у нас прекрасные отношения с этими структурами и мы не чувствуем себя одинокими и никому не нужными. С первого года работы у нас сложились самые теплые отношения с заместителем начальника управления МАП Челябинской области А.А Козловой и начальником отдела по защите прав потребителей Ю. Г. Мулиным. Кроме того, при заместителе губернатора области создан координационный совет по защите прав потребителей и практически ни одно заседание не обходится без обсуждения вопросов потребительского образования. Такая заинтересованность властей привела к тому, что потребительское образование в области очень активно развивается. Свидетельство этому — областной тур конкурса, в котором в этом году приняли участие уже 12 команд. Желающих же было еще больше, просто не все успели вовремя подать заявки.

Один в поле не воин

Каким бы замечательным специалистом и знатоком своего дела ни был руководитель команды, он один вряд ли сможет справиться со всеми проблемами, возникающими при подготовке к конкурсу. Нас, непосредственно работающих с командой, трое, и я считаю, нам друг с другом повезло.

Ирина Ивановна Рубцова — методист института повышения квалификации работников образования Челябинской области — прирожденный организатор, менеджер команды, на ее хрупких плечах всевозможные оргвопросы: разместить, накормить, одеть, найти деньги. В поездках она всегда с нами.

Светлана Геннадьевна Малюгина, наш режиссер, напротив, никогда не выезжает на конкурсы, она все силы отдает работе с командой дома. В прошлом актриса, сейчас она преподает русский язык и литературу.

Вообще, режиссер — очень важный для команды человек. Тут надо быть не просто первоклассным специалистом, но и, что называется, ‘находиться в теме’. Ведь на конкурсах бывают очень специфические задания. Обычно у нас работа строится так: узнав тему очередного конкурса, мы со Светланой Геннадьевной садимся вдвоем, думаем, делимся идеями и, остановившись на чем-то, разрабатываем концепцию. Следующий этап — написание сценария, это работа режиссера. Затем следует новая встреча и окончательная подготовка сценария к работе. И только после этого мы собираем команду и пытаемся все вместе воплотить задуманное.

Несомненная заслуга Светланы Геннадьевны в том, что у нее получаются очень мобильные сценарии: в нужный момент их можно трансформировать — вынуть любой кусок, добавить, заменить. Например, в этом году на каждом этапе российского конкурса объявлялось новое домашнее задание — и мы выходили из положения, комбинируя заранее подготовленные фрагменты.

Внимание — конкурс!

С тех пор, как я стала тренировать школьную команду, подготовка к конкурсу, по сути, не прекращается ни на день, но ближе к делу она, естественно, становится более интенсивной.

Самым важным этапом конкурса я считаю ‘Горячую линию’. Это не просто проверка знаний и умения применять их на практике — это экзамен на единство команды. ‘Визитную карточку’ и ‘Выездной конкурс’ можно отрепетировать, над ‘Домашним заданием’ — поработать дома, в ‘Потребительском тесте’ демонстрируются индивидуальные знания каждого ребенка. Здесь же за одну минуту каждый в своей голове анализирует и отбирает нужную информацию, а затем команда принимает согласованное решение. В таких условиях возрастает ответственность капитана: бывают ситуации, когда, принимая решение, он вынужден идти против всей команды. Вот почему у нас во время тренировок каждому по очереди предоставляется возможность побыть капитаном.

Я пытаюсь привлечь ребят и к написанию самих ситуаций для ‘Горячей линии’, но им это пока сложновато. А вот вопросы для тестов они составляют вполне успешно. Что это нам дает? Во-первых, дети еще раз повторяют теорию, ведь они должны составить вопрос, зная на него ответ и его обоснование. Во-вторых, они учатся не только отвечать, но и грамотно формулировать вопрос, что также очень важно. И в-третьих, составление тестов наглядно показывает, сколь многогранно наше законодательство и как по-разному оно порой позволяет трактовать одну и ту же ситуацию. Каждый член команды составляет несколько тестов по 50 вопросов. Причем я их регламентирую: сколько вопросов должно быть по закону ‘О защите прав потребителей’, сколько — по Правилам продажи и т.д. Непременное условие — чтобы в каждом тесте было не более пяти использованных ранее вопросов.

Семья, где семь ‘я’

Кому-то это покажется глупым, кому-то — несущественным, но в нашей команде взаимоотношения строятся, как в семье. Это придумала еще моя первая команда, в шутку назвав меня мамой. Когда об этом узнали девочки из нынешней команды, они подошли и сказали: ‘Не пора ли и нас удочерить?’

На конкурсе, вдали от дома я действительно заменяю им мать, к которой можно прийти с любыми проблемами и переживаниями. И именно это ощущение родства помогает переживать нам трудное конкурсное время. А когда мы дома, ребята часто приходят ко мне в гости, мы проводим вместе много времени, благодаря этому устанавливаются самые доброжелательные взаимоотношения. Для меня очень важна дружба, которая объединяет ребят. Они никогда не ругаются, не кричат друг на друга: ведь члены семьи не будут враждовать между собой. Я высоко ценю эти отношения, и считаю их основными фактороми нашего успеха. Дети должны чувствовать, что их любят, а не используют как средство самоутверждения.

С чужим лицом?

Я целиком и полностью за то, чтобы у команды был свой имидж. Но при одном условии: чтобы он не был навязан извне.

Мне кажется, на конкурсах некоторые педагоги старательно пытаются затянуть свою команду в узкие рамки несвойственного ей стиля. Наши ребята сами диктуют, какими им быть. Когда я привезла свою нынешнюю команду на конкурс, то отовсюду только и слышала: это совершенно другие дети, абсолютно непохожие на своих предшественников. Но ведь это и здорово: другие дети — другая команда. В прошлом составе были девочки, которые мечтали стать юристами, они подходили к букве закона трепетно и осторожно, а все свободное время проводили за изучением специальной юридической литературы. Нынешняя команда просто получает удовольствие от происходящего на конкурсах. Они гораздо легче ко всему относятся, хотя и готовятся к испытаниям не менее основательно.

Господин случай?

Наш опыт убедил меня в том, что победа не может быть случайной, а вот в проигрыше элемент случайности нередко присутствует. И все же, анализируя наши промахи и неудачи, я прихожу к выводу, что и у них были свои причины.

Перед началом игры мы стараемся не настраивать себя ни на победу, ни на поражение. Но, конечно, стремимся победить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *